• 17/10/2021 05:53

MAGISTRA

Молодёжный информационный портал

История детских площадок

Сен 22, 2021

«Ма, я на площадку!» — лето моего сына прошло под этим лозунгом. Думаю, что каждый родитель слышал подобную фразу от своего чада. Ведь современному городскому ребенку трудно представить игру во дворе вне детской площадки. На небольшом участке можно увидеть и беременных, и мамочек с младенцами в колясках, и детей всех возрастов, включая подростков.

Детские площадки давно превратились в центр отдыха, обмена информацией и просто прогулок как для детей, так и для их родителей. Но появились они сравнительно недавно. В Европе — в середине XIX века. Значительный вклад в их развитие внёс германский педагог Фридрих Фрëгель, который активно продвигал теорию важности детских игр с природными материалами. Песочные зоны, разработанные по его методу, выделяли для игр детей в городских парках. В Америке идею Фрëгеля трансформировали в столы на ножках, куда насыпался песок. «Песочные столы» были удобнее в использовании, а детские ножки и попки оставались чистыми после игр. А уже к концу девятнадцатого века в Нью-Йорке появились первые площадки современного образца. Они были оснащены песочницами, качелями, гимнастическими снарядами и даже небольшими бассейнами.

Россия в этом плане отстала лишь незначительно: первая детская площадка появилась в Санкт-Петербурге в 1894 году. Зоны детского досуга строились на деньги меценатов. Занимались организацией — неравнодушные граждане. Муниципальные власти в свою очередь только предоставляли место под постройку. Первые площадки представляли собой огороженую территорию, на которой размещались несколько лавочек, стол и небольшая постройка для хранения игрушек. К каждой зоне был прикреплён свой «воспитатель», который занимался с детьми, а также составлял отчеты. Вход на площадку был бесплатным, но вначале нужно было ответить на вопросы анкеты. Так собирались социологические данные об уровне доходов и составе семей. Ведь изначально главной задачей детских площадок было увести с улиц детей из малообеспеченных семей.

И только в тридцатые годы двадцатого столетия огороженные зоны с качелями и песочницами появились около детских садов, а с турниками и брусьями — около школ. Также игровые зоны появились в парках культуры. Наличие воспитателя стало необязательным. Посещение детских площадок стало возможным круглогодично, а не только в тёплое время года, как это было раньше.

В послевоенное время строительство детских площадок набирает обороты. Развитие получают области педагогики и детской психологии. Советские учёные перенимают опыт зарубежных коллег. Появляются сборники с чертежами и описаниями детских каруселей и качелей. Популярными становятся сказочные мотивы: деревянные избушки на курьих ножках, резные узоры в стиле билибинских иллюстраций. Различные персонажи со страниц детских книг перекочовывают на детские площадки в виде скульптур из подручных материалов. И только с появлением микрорайонов стандартизируются и детские площадки. Хотя находились умельцы, которые по мере возможностей превращали однообразные горки и качели в произведения народного творчества.

В наше время строительством детских площадок занимается муниципалитет. Проводятся программы по облагораживанию дворовых территорий. Для этих целей выделяются бюджетные деньги. Появились стандарты строительства, а также используемых материалов, что в значительной мере повлияло на безопасность детских игр. Разнообразие видов качелей и каруселей поражает воображение.

Но и в наши дни можно встретить железных старичков, сохранившихся до сего времени и одиноко доживающих свой век среди новомодных лазилок, барьеров и спортивных тренажеров.

Лина Ерофеева