К началу 1920-х годов во Франции сформировалось новое эстетическое течение, получившее название «сюрреализм». Это направление должно было стереть грани между мечтой и реальностью. Основателем сюрреалистического направления в мире моды стала итальянская аристократка Эльза Скиапарелли. Талантливый модельер предлагала своим клиентам не просто одежду, а экстравагантные мини-шедевры: платье с иллюзией выдранных клочьев, костюм, казавшийся надетым задом наперед, шарфы, на которых были “отпечатаны” газетные статьи о Скиапарелли, одежду с изображением рентгеновских снимков, шляпы в виде телескопа.
Чтобы лучше слышали
Уже к 1921 году модницы начали проявлять интерес уменьшению длины платьев. Эта тенденция была актуальна вплоть до середины 20-х. Апогеем стал 1926 год, когда Коко Шанель раскрыла женщинам секрет, который мужчины знали давно: чем меньше говорит одежда, тем лучше слышно женщину. Она жестоко расправилась с корсетами, рюшечками и оборками — женщине-завоевательнице нет времени на их разглаживание. «Воевать» за внимание окружающих выигрышнее в пуловере и пиджаке – так легче завоевывать: под строгими или даже чуть бесформенными покровами скорее угадывались формы и казались доступнее. Всего-то расстегнуть пуговицу или завести руку под свободный вязаный край… А «черный квадрат от Шанель» — просто маленькое платье черного цвета. И необходимость оголяться отпала сама собой!
Таким образом, с одной стороны — стиль унисекс с его брючными костюмами, с другой — отголосок «дансингомании», охвативший весь мир: короткие платья в стиле джазовых танцовщиц.
Скиапарелли в своем творчестве была сторонницей сюрреализма. Шанель, напротив, делала ставку на классику. Эльза старалась одеждой подчеркнуть силу духа, личности, в то время как Габриэль подчеркивала красоту тела.
Но девушки своего не упускали: недостаток женственности в одежде успешно компенсировался макияжем. Тени темно-серых и черных тонов, интенсивно подведенные глаза, насыщенные красные и вишневые оттенки губной помады — все это было прямым отражением образов роковых красавиц из немого кино. Получались этакие красавицы «на любителя».
«Шпильки»
С 1946 года верх в моде берет женское начало: практически в одночасье вернулись юбки-клеш. Узкие “карандаши” и тесные жакеты хотелось поскорее забыть, платья-рубашки — заменить на свободные блузки и вернуть им рюши, воланы, летящий крой.
Кристиан Диор преподносит новые сюрпризы: туфли на каблуке-рюмочке он заменяет туфлями на тонких каблуках, которые окрестили «шпильками», изобретает одежду Н-силуэта, вслед за ней приходит силуэт Y, женственно подчеркивая талию и длину ног.
Неизвестно точно благодаря или вопреки кому, но мировые тенденции моды в начале 60-х начинают проникать тонкими ручейками и в нашу страну. В 61-м году советские женщины впервые “знакомятся” со шпильками.